Все разделы сайта
наверх
berkana
г. Горно-Алтайск
Шоу-рум berkana (57) Отзывы (0) Блог berkana (5) Коллекции (0) Написать сообщение

Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая)

347 просмотров
Постижение обрядовой и праздничной культуры коренных этносов Кузбасса невозможно без ясного представления об их верованиях. В сложной, уникальной системе религиозно-мифологических воззрений шорского и телеутского народов органично сочетаются черты родовых дошаманских культов, шаманизма, бурханизма и православия.Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая), Куклы, обряды, шорцы, телеуты, народы

  Жилище шорцев находилось под защитой духа тор-кижи (хозяин переднего угла) и духа огня (от эне). Проявлением древних семейных культов являются куклы-обереги, хранимые в семьях шорцев (ОРЕКЕННЕРЫ, ТОР-КИЖИЛЕРЫ) и телеутов (ЭМЕГЕНДЕРЫ и ЕНЕКЕЛЕРЫ, КАНАТУЛАР, КУРМУШИ). Это фигурки – изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага.«Покровители очага и детей», родоначальницы женщин — «орекеннер» или «тер-кижилер», были в каждой семье изображались в виде упрощенного изображения человека — тряпичных кукол (холщовых мешочков 15-20 см длиной, набитых куделью, реже волосами, срезанными с головы умершей шаманки), или либо в виде полос из ткани. Чаще всего «орекеннер» были безруки и безноги, иногда без шеи, носа, рта, но обязательно с глазами из бисера. Нередко фигурки соединялись попарно — «муж и жена».Когда девушка покидала родительский дом, она получала «орекеннер» от своей матери и перевозила в дом мужа. Родовые духи заботились о благополучии семьи, увеличении рода, охраняли здоровье детей, родовой огонь. Но если к этим духам относились небрежно, то они посылали болезни, поэтому не реже одного раза в год их угощали салом и маслом. Хранились изображения в мешке или берестяной коробке на печи или под крышкой амбара.В пантеоне домашних духов покровителей особое место занимало божество Умай или Умай-иче, покровительница детей. Верования о богине Умай широко распространены среди всех тюркоязычных народов Саяно-Алтая и возникли, видимо, в древнейшую древнетюркскую эпоху. По воззрениям шорцев, Умай живет одновременно и в верхнем мире, и на земле, рядом с новорожденным ребенком.Некоторые обереги не только защищали дом, семью, но и покровительствовали в одном из наиболее важных видов хозяйственной деятельности – охоте (КАНАТУЛАР). Предметами, воплощающими промысловый культ, являлись изображения духов охоты – ТАЙГАМЫ, ШАЛЫГИ. Весь мир в традиционном представлении шорцев был разделён на три части, три земли:1. Средняя земля – ортычер или бистынгчер (наша земля). Средняя земля плоская, посредине стоит гора Пустаг (МУСТАГ). Её хозяин – главный среди духов-хозяев гор, духов-помощников при камлании УЛЬГЕНЮ. Гора эта является «пупом земли» — чердинкиндиги. Под ней вода, и в ней живёт большая, сильная старая рыба кер-балык. Когда рыба шевелится, земля трясётся.2. Земля злых духов – айначер (подземный мир).Подземный мир – это владение ЭРЛИКА. Там живут айна – злые духи. Туда они забирают душу человека кут, мучают её (при болезни) и съедают (при смерти). Эрлик живёт тоже там и оттуда не выходит к людям, а посылают своихайна. Кам (шаман) ходит к нему, когда камлает о выздоровлении больных.3. Небесная земля – Ульгенчер (земля Ульгеня, небо).В земле Ульгеня имеется 9 небес.1-е небо – нижнее небо – кошкан. В середине живёт его хозяин – Самчи. У него свой дом, такой же, как у людей, есть жена и дети. На нижнем небе помещается молния – сарыдже(«жёлтая»). Молния – это плеть для белосивого коня Ульгеня. Гром – удары плетью. Шорцы говорят: тенгрикугрепча – небо гремит, бог гремит, или Ульгень гремит. 2-е небо – кок-кур – синий пояс, здесь помещается синяя часть радуги – тенгри-челизе. 3-е небо – кузыл-кур – красный пояс. 4-е небо – кыр-кур – серый пояс. 5-е небо – кёктамош-кур – голубой пояс. 6-е небо –кызыл-тенгри – красное небо. Живут там красные женщины. 7-е небо – луна и звёзды. 8-е небо – солнце. 9-е – Ульгень. Он посылает иногда круги вокруг солнца и луны. На 9-ом небе всегда светло и тепло, трава там никогда не сохнет, и цветы не отцветают, в изобилии звери и скот.Когда камлают Ульгеню, просят его о благополучии и плодородии. Ульгень может всё послать со своего неба.У Ульгеня есть слуги и посланники – другие духи и божества (например, МАЙ-ЭНЕ).Жизнь любого человека по воззрениям шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств всех трёх миров. Сам человек лишь в немногих случаях непосредственно общался с духами, например, при «кормлении» духа огня, жертвоприношении духам-хозяевам во время промыслов и некоторым домашним духам-покровителям. Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника-ШАМАНА – особого избранника божеств среди живущих на земле людей. Шаманизм является специфической, традиционной чертой культуры и быта шорской народности. Шаманство – это не только камлание и жертвоприношение, но и искусство слова, танца, актёрское перевоплощение и глубокое знание психологии человека. Шаманизм возник естественным путём из ранних форм религиозных представлений, связанных с олицетворением окружающей природы и естественных сил. Обязательные атрибуты шамана – ШАМАНСКИЙ БУБЕН и колотушка – обладают богатой символикой.Среди поверий большое место занимают горные духи, «хозяева гор», либо самые горы, которые выступают в их представлении живыми. К родовой горе относились с исключительным почтением, устраивая ей моления. Шорцы устраивали главное моление родовым горам весной, как только вскрывались реки. Это моление горам сопровождалось у них обязательным жертвоприношением ячменной брагой «абыртки», брагой из корней кандыка, вином, рыбой и т.д. Моление это называлось «шачыл», или «шашыг», т.е. кропление. Обряд моления и кропления совершал обычно старший в роде или в улусе. За отсутствием старика, знающего ритуал этого моления, приглашали шамана.Содержание обращения к горам и водам сводилось к испрашиванию удачи в ловле зверя и рыбы, избавления от болезней. Это моление еще называлось «праздником березы», так как моление происходило около березы, украшенной обычно разноцветными тряпками или ленточками (ЧАЛАМА) и конским волосом.Человек обитает на средней земле в соседстве с много численными духами-хозяевами мест: тайги, гор, рек, озёр. Причём эти духи представляются обычно антропоморфными существами, почти ничем не отличающимися от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды (ТАГ-ЭЭЗИ и СУГ-ЭЭЗИ). Эти духи представлялись в образе мужчин-охотников или обнажённых женщин с длинными распущенными волосами.В мире духов, на их территории или в их присутствии считалось опасным проявить свою человеческую сущность: подать голос, отозваться на имя и т. п. Отчуждаемые части человека могли стать добычей существа иного мира, стремящегося тем самым как бы восполнить свою ущербность.Угли в очаге, потрескивая, сообщали о настроении духа огня, звон колец тагана предвещал появление гостя. По представлениям шорцев, душа-тень за год до смерти человека предупреждала его об этом щелкающими звуками. Кормосы – злые духи могли мяукать, кричать совой или подавать утробный голос. Услышать подобное человеку считалось дурным предзнаменованием.Охота сопровождалась особыми обрядами и ритуальными действиями. «Покровителем охоты считался дух сарыс. Его изображения в виде шкурки колонка или небольшой холщовой тряпочки прямоугольной формы вывешивали на сучьях деревьев за улусом и кормили по пути на промысел» (http://www.rgo-sib.ru/science/78.htm). Сам промысел представлялся чем-то священным. По дороге охотники останавливались у подножия гор и «кормили» духа ТАГ-ЭЭЗИ, разбрызгивая по кругу жертвенный напиток абыртку. Переваливая через хребет, побрасывали собранные пихтовые ветки, обращаясь к горам с просьбой об удачном промысле. Придя на промысловый участок, кропили абырткой охотничий балаган, бросали во время вечерней трапезы кусочки мяса в костер духу огня от-эзи.На промысле существовали строгие запреты: нельзя было шуметь, кричать, ругаться, так как звери в тайге понимают человеческую речь. Общаться между собой можно было только знаками, иносказательно называя промысловых животных. Считалось, что душа промыслового зверя находится в кончике его носа, поэтому последний отрезали и хранили, как амулет. Такими же амулетами служили различные части убитого медведя: коготь или лапа, подвешенные над дверью служили оберегом от злых духов айна (В.Кимеев, www.rgo-sib.ru/science/78.htm). Известен шорский «МЕДВЕЖИЙ ОБРЯД», в котором отражены следы тотемизма.
Куклы-обереги шорцев и телеутов (народов Кемеровской области и Алтая), Куклы, обряды, шорцы, телеуты, народыТесное взаимодействие с русскими переселенцами и распространение христианства на территории Западной Сибири привело к тому, что шорцы и телеуты органично восприняли традиции, обряды православия.21 мая 1883 г. в день Св. Николая состоялось крещение телеутов. С конца 19 века в общественный быт телеутов прочно вошли христианские праздники. Похоронно-поминальный обряд во второй половине 19 века – начале 20 века уже соответствовал православным нормам. Однако от традиционных верований народ не отказался, древние обряды и ритуалы ассимилировались к христианской традиции. Православная традиция колядования отразилась в телеутских «КОЛОДО». Телеутский праздник «Пельменёк» приходится на 18 января – канун Крещения. В этот день в каждой телеутской семье обязательно готовят большое количество пельменей (считается, чем больше съешь пельменей, тем счастливей будет год), принимают гостей и ходят в гости. В наши дни празднование Николы Вешнего – дня крещения телеутского народа – включает совершенно «нехристианский» обряд освящения огня (см:www.ethnoinfo.ru/news/406-nacionalnyj-teleutskij-prazdnik-otmetili-v-kemerovskoj-oblasti).О сочетании древних шорских верований и обрядов и православных традиций свидетельствует праздник «МЫЛТЫК» (праздник ружья).С 1985 г. в целях возрождения народных культурных традиций в области проводятся национальные праздники (ПАЙРАМЫ) «ЧЫЛ-ПАЖИ», «ТомазакПайрам», «ОльгудекПайрам» (праздник в честь прародителя шорцев богатыря Ольгудека). В настоящее время в программу этих праздников входят национальные спортивные состязания, исполнение народных песен на шорском языке, конкурсы национальной кухни и национальных костюмов, реконструкция некоторых обрядов.Шорский медвежий обрядОхота на медведя проходила зимой и всегда коллективно: поднимали зверя в берлоге.К берлоге шли тихо, не разговаривая. Подойдя к берлоге – рубили жерди и загораживали выход из неё. Один брал длинную жердь и начинал будить зверя. Остальные стояли с ружьями наготове. Медведь «ломился» сквозь пирамиду и падал, сражённый выстрелами. Его обматывали верёвками, вытаскивали на середину. Выбивали зубы («зубы, которыми всех зверей ешь»); снимали шкуру (когда снимали, притворно рыдали, показывая этим своё сожаление, иногда говоря: «родственник умер»), а тушу стегали прутьями. Отрезали голову и насаживали её на рябиновую палку. Один из охотников палил её на огне дочерна, а двое других били голову шомполами, приговаривая:Ходивши по земле с дудками В подарок пулю взял-де скажи. Ходившего по земле с пучками, Голову размножил-де скажи. Видеть не мог, глаза маленькие От этого умер-де, скажи.После этого кол с опалённой головой втыкали в землю, обращая мордой на восток, и все охотники стреляли в неё по одному разу. Затем голову опять били, говоря:За черёмухой лазил-де, свалившись умер. Ягоду ел, с утёса свалившись, умер. Рябиновые ягоды ел, свалившись, умер. Смородину ел-де, в болоте утонул, умер. У убитого медведя выбивали глаза. Охотники проглатывали их, не раскусывая. Верили, что на такого охотника никогда не нападёт медведь, т.к. он будет видеть свои глаза; вынимали язык – чтобы не пожаловался «на том свете».

Метки: Куклы, обряды, шорцы, телеуты, народы
Читать весь блог автора
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

 

Ручная работа на in-dee.ru
Авторская кукла Аксессуары Альбомы и блокноты Арт Бохо Бумажные изделия Винтаж Графический дизайн Дерево Детям Для дома Для душа и красоты Игрушки Керамика Материалы и заготовки Мебель Мистика Музыка Мыло ручной работы Народное Одежда Открытки Питомцам Подарки Посуда Праздник Пэчворк и всё стеганное Растения Свадьба Свечи Связанное крючком Связанное спицами Стекло Стимпанк Сумки и кошельки Украшения Уроки Фелтинг Флористика
in-dee.ru     ©   2010 - 2018             Разработка и поддержка проекта – netvprirode     Ручная работа и всё, что связано с рукоделием Техподдержка