0Корзина Вход | Регистрация
0
224 228 вещей, сделанных вручную Доставка по всей России

Философия оригами – искусство чистых идей

13.11.2010
ЦЕЛОЕ
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияОригами - это старинное японское искусство складывания фигурок из ЦЕЛОГО листа бумаги. Оригами - искусство ЦЕЛОГО. В искусстве оригами категория целого занимает центральное место. Целый лист является обязательным условием. Именно это отличает оригами от аппликации, папье-маше и вырезанных силуэтов, а так же от многих других искусств, которые строятся на прибавлении и вычитании материала.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияБумага - это не просто материал, а прежде всего податливая двухсторонняя поверхность, которая легко держит форму.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияУглы складок, ребра и грани органично сливаются с листом бумаги в выразительный, лаконичный образ. Замкнутый объем скрывает от глаза красоту складок, а не "пустую породу" как в скульптуре. Пространственная воздушная среда обволакивает складчатую форму со всех сторон, создавая естественную вибрацию, игру света и тени, тонов и полутонов.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияОбычные пластические искусства - живопись, скульптура, графика - достигают целого в мучительных поисках равновесия образа и материала. Целое - итог творчества, порой труднодостижимый.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияОригами, напротив, стремится не утратить целое, обладая им изначально.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияСтремление к целому в классическом японском варианте заставляет ограничиваться одним листом и отказываться от надрезов и соединений.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияНо в последние годы активно развивается модульное оригами, появились разнообразные складчато-прорезные конструкции.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияКак относиться к ним? Заглянем глубже и рассмотрим логику целого.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияВ основе ЦЕЛОГО лежит ЕДИНОЕ.
                     

ЕДИНОЕ
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияМонолитное, не имеющее частей и, следовательно, различий внутри, ЕДИНОЕ не допускает ничего иного, даже иного ЕДИНОГО. Всякая вещь, явление, идея и так далее ЕДИНЫ. Все ЕДИНО, но ни ЕДИНСТВО нельзя определить через частность, ни частные явления через ЕДИНОЕ.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, Япония ЦЕЛОЕ отличается от ЕДИНОГО именно наличием частей, устанавливает связь между ЕДИНЫМ и МНОГИМ. ЦЕЛОЕ предстает в единстве многообразия дополняющих друг друга частей. Каждая часть несет отпечаток этого ЕДИНСТВА и при этом стремится к полноте через соединение с другими частями.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияЦЕЛОЕ сохраняет индивидуальное в каждой части и устраняет все лишнее, что не содержит в себе объединяющей ИДЕИ. Каждая часть ЦЕЛОГО также является целой и, следовательно, многосоставной.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияТаким образом, что бы сохранить целостность фигурки, не обязательно избегать соединений, надрезов и деформаций но при одном условии: они должны не нарушать логику целого, вытекать из собственных геометрических, пластических и конструктивных особенностей данного произведения.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияЗдесь я приведу интересное рассуждение на тему ЦЕЛОГО, известного современного философа К.А.Свасьяна:
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, Япония"Рассудок, привыкший мыслить общее, обнаруживает бессилие, пытаясь постичь целое. Здесь необходим иной вид мышления, не формальный, а диалектический; подвижный и неуловимый объект требует соответствующей себе мысли. Важно понять: целое не в сумме частей, а в их организованности. Оно оформляет себя в текучести форм и никогда не выявляется в какой-нибудь единожды запечатленной фигуре. Возможны бесконечные оформления целого; оно поистине, не почерпаемо, и именно здесь следовало бы искать ключ к тайне изобретательства, природного или человеческого."

СИМВОЛ
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияМы рассмотрели целостность как отличительное свойство оригами. Теперь я хочу остановиться на том, что объединяет оригами с другими видами искусства и творчества. Говоря об искусстве, я буду исходить из учения о символе.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияУчение о символе .развивалось на протяжении всей истории эстетической мысли. Начиная с Платона, Плотина, неоплатоническое понимание символа присутствует не только в теории, но и в практике художественного творчества. В наше время теорию символа развил выдающийся русский философ - А.Ф. Лосев. В книге "Проблема символа и реалистическое искусство" он пишет: "Во всяком случае есть идейная... и образная сторона. Тем не менее всякий символ есть нечто целое и неделимое... Идейная образность [предмет] и образная идейность [смысл] есть нечто третье в сравнении с идеей и образом, нечто новое и оригинальное, уже неделимое на идею и образ, то есть символ."
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияСоздание и восприятие произведения искусства тесно связано со способностью человека к сопереживанию, к ЭМПАТИИ. Именно способность поставить себя на место другого, "вжиться в роль", слиться с предметом искусства лежит в основе художественного творчества.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияВ дальнейшем, человек осознает неполноту этого слияния, его искусственность, рождается рефлексия, понимание того, что это игра. А это уже двойственное отношение к миру, то есть ИРОНИЯ.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияЭстетическое восприятие - это умение отвлечься от буквальной реальности, с одной стороны, и отождествить себя с ней - с другой. В единстве, совпадении этих двух начал и происходит рождение произведения искусства. Идея и образ сливаются в неразделимое целое - это и есть символ.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияВсе эти качества присутствуют в лучших образцах оригами.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияКлассические оригамные фигурки - совершенные произведения искусства. Мы находим в них то, что ещё древние греки считали прекрасным. "Под красотою форм", - говорит Платон, -"Я пытаюсь теперь понимать не то, что хочет понимать под нею большинство, то есть красоту живых существ или картин; нет, я имею в виду прямое и круглое, в том числе, значит, поверхности и тела, изготовляемые при помощи токарного резца, а также фигуры, строящиеся с помощью отвесов и угломеров... В самом деле, я называю это прекрасным не по отношению к чему-либо, как это можно сказать о других вещах, но вечно прекрасным самим по себе по своей природе..."
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияГеометрия - подлинная область платоновской эстетики. Краски тем прекраснее, чем ближе к геометрическим фигурам, то есть чем чище и проще. Поэтому чистейший и беспримесный белый цвет, "самая истинная и прекрасная белизна, - говорит Платон, - прекраснее всего". Отсюда же по аналогии можно заключить, что и прочие цвета Платон считает наиболее прекрасными в их наиболее несмешанном виде, то есть в их наибольшей насыщенности...
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияМы также находим у Платона понятие простоты как эстетического идеала близкое нам и по сей день.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияИменно с Платона начинается то понимание идеальности, которое в истории философии почти всегда, а в антично-средневековой в особенности видело в идеальном прежде всего нечто абсолютно простое, несложное, несоставное, неделимое... полное всякого умиротворения и лишенное всякого болезненного беспокойства и бесплодных исканий.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, Япония И ещё мне хочется упомянуть об оригинальном методе научного познания Гете и о его учении о прототипе.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияОпыт о метаморфозе растений - научный труд о единстве форм органического мира. Способ познания живого по Гете - это созерцательная способность суждения, интеллектуальное созерцание, интуиция.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияГете высказал мысль, "что может быть все растительные формы можно вывести из одной".
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияОткрыть перворастение, (первоживотное, первочеловека), не существующее отдельно как феномен, но присущее каждому живому организму.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, Япония"Я умел", - пишет Гете, - "опустив голову и закрыв глаза, представить себе цветок, который ни на минуту не оставался в первоначальном виде, а развертывался и изнутри появлялись новые цветы... Это были не настоящие цветы, а фантастические, но правильные, как бы вылепленные рукой скульптора."
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияЭтот образ перворастения Гете ассоциируется у меня со складывающимися и разворачивающимися оригамными формами.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияПерворастение - фантазия, но это "точная фантазия", - говорит Гете. "По отношению к формам растительного мира оно является единым, принизывающим их содержанием и, как таковое, оно реально, но поскольку его реальность невыразима сама по себе, оно выявляется в чувственной символике, как типический первообраз", - то есть, иными словами, является символом.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияГетевский метод познания позволил ему сделать целый ряд открытий в самых различных областях. Гете - создатель таких наук как сравнительная анатомия, современная морфология растений, физиологическая оптика, понятия гомология, морфологического типа, метаморфоза.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияПри первом знакомстве с оригами, я не мог отказаться от мысли, что реальные животные и растения были сотворены по образу оригамных форм, настолько они целостны и функциональны. Эта интуиция близка учению Гете о прототипах перворастений и первоживотных.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияДанное выступление имеет обзорный и предварительный характер. Хотелось бы подробнее рассмотреть некоторые темы, например, проблему символа, аллегории и знака, категорию прекрасного, художественного образа. Но это возможно только в более фундаментальных работах. Здесь же, я попытался передать свое личное отношение к философии оригами.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияФилософия для меня - не результат не уровень эрудиции, а процесс и способ познания.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияФилософия оригами - это особое видение, которое позволяет подняться над эмоциям и техникой в мир чистых идей.
Философия оригами – искусство чистых идей, статья, оригами, философия, искусство, бумага, ЯпонияФилософия - сама по себе уже является искусством чистых идей, но не тех - абстрактно-схематических понятий и принципов, которые часто затрудняют путь чувственному восприятию, а напротив, конкретно - чувственной предметной действительности, которая становится реальным смысловым пространством и питательной средой для эстетического созерцания, творчества и математической логики.

Источники:
текст - доклад Романа Свиридова на оригамной конференции в Санкт-Петербурге в марте 1997 года.

текст и фотографии взяты с сайта http://origami.ru
Метки: статья, оригами, философия, искусство, бумага, Япония
Читать весь блог автора
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

 

О проекте Как покупать Как продавать Пользовательское соглашение
www.in-dee.ru © 2010 - 2018
Разработка и поддержка проекта – Netvprirode